Тень Ивана Грозного

Тень Ивана Грозного

Тень Ивана Грозного
Эскиз декорации оперы П. И. Чайковского «Опричник» (1911) Аполлинария Васнецова Фото: Wikipedia

Традиции женского исполнения арии Федора Басманова продолжают наши современницы.

В основе сюжета оперы «Опричник» — события эпохи Ивана Грозного. Главный двигатель действия — царский фаворит Федор Плещеев-Басманов, отец которого Алексей был одним из создателей службы опричников. Высоким и быстрым был карьерный взлет Федора, ужасным — падение. Иван Лажечников, автор произведения, на основе которого была создана опера, словами своих героев воспевает воинскую доблесть и честь Басманова. Однако и его настигает царская опала. Чтобы вернуть доверие своего высокого покровителя, Басманов-младший, по одной из версий, участвовал в казни собственного отца. После чего Иван Грозный отправил бывшего приближенного в ссылку со словами: «Отца своего предал, предашь и царя!»

Кстати, интересно, как описывает Басманова Алексей Толстой в своем романе «Князь Серебряный»: «То был молодой человек лет двадцати, необыкновенной красоты, но с неприятным, наглым выражением лица… Одет был богаче других, носил, в противность обычаю, длинные волосы, бороды не имел вовсе, а в приемах выказывал какую-то женоподобную небрежность».

На премьере оперы арию Фёдора Басманова, написанную для высокого меццо-сопрано, исполнил оперный певец Василий Васильев (псевдоним согласно афишам того времени — Васильев 2-й). Начиная с 1875 года арию Федора Басманова чаще всего исполняли женщины. Так, в Москве в роли Федора зрители увидели певицу Анну Аристову. В наше время традицию женского исполнения этой арии продолжили Александра Дурсенева в постановке Московского Большого театра и Софья Файнберг в Михайловском театре.


Источник: kommersant.ru