«Скажи мне свой сон и я скажу, кто ты»: почему мы спим и видим сны?
Сон и сновидение — это два взаимосвязанных процесса, которые играют чрезвычайно важную роль в нашей жизни. Если с физиологическим аспектом этого явления — сном — все более-менее понятно, то сновидение, которое предстает перед нами как череда порой невероятно ярких, тревожных, несущих какой-то загадочный смысл картин и образов, сегодня вызывает огромное количество вопросов, тревог и страхов.
Сон как приспособительный механизм возник на заре жизни и связан с тем, что благодаря взаиморасположению и взаимодвижению Солнца и Земли базовым условием жизни на нашей планете является чередование дня и ночи. Причём день — это время, когда живые организмы могут обмениваться веществом и энергией с окружающей средой, потому что солнечная энергия дня является непременным условием существования всего живого и одновременно это наиболее эффективный способ получения информации об окружающих предметах. Именно поэтому фотосинтез и глаз — это два следствия солнечной активности, которые предопределили сон и сновидение.
После активного дневного взаимодействия абсолютно все живое на Земле погружается в сон. Важно, что спят и растения, и насекомые, и животные. Так как для многих живых организмов ночь с крайне ограниченными условиями видимости и возможностью реагирования это время наибольшей угрозы жизни, одновременно с абсолютной неподвижностью тела, которое является основным условием сна, возникло частичное бодрствование мозга как способ самосохранения и своевременного обнаружения угроз.
Так как мозг тоже должен отдыхать, очень многие организмы, обладающие развитым мозгом, спят «в полмозга». В то время как половина мозга отдыхает, вторая продолжает анализировать сигналы, поступающие извне и изнутри организма. Так, с открытыми глазами спят крокодилы, дельфины, акулы, осьминоги выставляют одно из своих щупальцев вверх и совершают им круговые движения как зондом, чтобы вовремя заметить опасность.
Поэтому в тот момент, когда в процессе сна организм находится в максимально расслабленном и обездвиженном состоянии, когда падает температура тела и давление, сердечные ритмы становятся реже, большая часть мозга продолжает бодрствовать.
Для человека бодрствование мозга связано с продолжением им мыслительной деятельности. Мыслит человек словами при помощи речи. По меткому замечанию классика отечественной психологии, «мысль совершается в слове». Причём только в слове становится возможен и сам человек.
Дело в том, что высшие психологические функции, которые выделяют человека из ряда других высокоразвитых млекопитающих, реализуются на основе слова. Мышление, речь, память, внимание, восприятие становятся возможным только посредством слов. Поэтому слово играет в нашей жизни и в сновидениях гораздо большую роль, чем принято думать даже в самых смелых предположениях.
В основе механизма образования слова лежит восприятие (синтетический образ предметов внешнего мира, конструируемый на основе контактных и дистантных сенсоров, создаваемый в определенных долях большого мозга). Потом к зрительному образу добавляется его звуковой образ, его значение, определяемое на основе свойств предмета и его смысл, то есть то, что данное слово значит именно для нас, именно в этой ситуации. Ведь в зависимости от ситуации уголь, например, может быть и химическим элементом, может быть инструментом для написания картин или досадной причиной испачканного платья, или средством для борьбы с метеоризмом, или источником тепла.
Но в основе любого слова находится его зрительный образ.
Грубо говоря, в процессе мышления и речи мы переводим зрительные образы в их звукосмысловые эквиваленты, которые наш собеседник в процессе восприятия речи опять трансформирует в их визуально-знаковые образы. Поэтому, когда мы говорим, то есть мыслим, перед нами с огромной скоростью пробегает череда визуальных символов, которые для нас зашифрованы в слова, но которые мы не замечаем по причине того, что это все происходит очень быстро, а во-вторых, в условиях дня на сетчатку глаза падает огромное количество световых стимулов, за обилием которых мы не видим визуальных образов наших слов. Это похоже на то, когда мы днем смотрим на небо и видим его голубую бездонность, за которой на нас пристально смотрят звезды, которые мы не замечаем, потому что солнечный свет ослепляет нас. Поэтому образы слов как и звезды на небе присутствует перед нашим мысленным взором всегда, но днем не видны. Но если любой из нас попробует представить себе лимон, апельсин, свечу или яблоко, он достаточно легко сможет увидеть то, что мы имеем ввиду.
На сегодняшний день наиболее популярное объяснение сновидения заключается в том, что оно является или побочным эффектом восстановления организма, или же процессом избавления мозга от ненужной информации. Наиболее экзотические теории мыслят сновидение как некое мистическое пространство, в котором сновидящий информационно присоединяется к опыту предков или получает знания от неких сверхсил, которые пытаются вооружить нас знаниями о грядущем, предостерегают от наступления каких-то событий и т.д.
В то время как в действительности сновидения — это рациональный и имеющий вполне конкретную причину психический процесс. Это - упомянутое мной выше мышление. В условиях сна, характеризующегося обездвиженностью организма, в частности, артикуляционного аппарата, а также полной темноты, сетчатка глаза не перегружена, что позволяет человеку воспринимать процесс мышления как череду друг за другом идущих зрительных образов. То есть, переживая сновидение, мы видим фундамент нашего мышления. Сложность его расшифровки связано с тем, что предметная отнесенность слов из бытовых наглядных ситуаций проста: яблоко — это яблоко, стул – это стул. А, например, такие отвлеченные понятия как ревность, любовь, предстательство, тревога требуют достаточно серьезных процессов образного синтеза, что порождает порой весьма нетривиальный и загадочные образы.
Перефразируя фразу знаменитого философа, можно сказать: «Скажи мне свой сон, и я скажу, кто ты». Поэтому процесс сновидения и его интерпретация — это кладезь информации о человеке, его установках, принципах и убеждениях.
Валерий Ивановский
Автор: клинический психолог, нейропсихолог,
основатель академии психологии «ТРИЭТТА»