Перед лицом своих товарищей. Продолжение. Часть 2

Перед лицом своих товарищей. Продолжение. Часть 2

Перед лицом своих товарищей. Продолжение. Часть 2
Фото с обложки 8 номера журнала ПИОНЕР

Мы продолжаем знакомить читателей со страницами истории детского литературного журнала «Пионер», которому в марте исполняется 100 лет. А помогают нам познакомиться со славной историей записки главного редактора журнала А.С. Мороза.

Уже с первых шагов для редакции стало правилом: детский журнал – это не только выпущенные номера, но и обязательно еще и какое-нибудь важное, интересное для ребят и полезное для страны дело. Живое, яркое, с понятными целями и осязаемыми результатами. Таких дел за свою долгую жизнь «Пионер» напридумывал, организовал и провел сотни. Трудовых, интернациональных, творческих, познавательных, спортивных. Не стану перечислять: люди старшего поколения помнят сами (хоть и относятся к ним по-разному), а младшим это уже как-то не сильно интересно. Но об одном – напомню.

 В войну в городе Пласт на Южном Урале появилась тимуровская команда. Ребятами командовала… семидесятилетняя женщина, Анна Петровна Рычкова. Не учительница, не вожатая, не чиновница – обыкновенная бабушка. Начинали немногие – родные внучки Александры Петровны да несколько их подружек. Дальше подтянулась соседская ребятня, друзья друзей, одноклассники, просто знакомые. Набралось несколько десятков мальчишек и девчонок. Чем занялись? В тыловой Пласт один за другим прибывали эшелоны с эвакуированными. Затем в городе и окрестностях обосновалось несколько госпиталей; после выписки в Пласте и по селам оставались «комиссованные». Ехать им было решительно некуда: дом – под немцем, а больше нигде не ждут. В отчаянном положении оказались сотни людей.

Баба Шура договорилась с председателями пригородных колхозов: тимуровцы будут у них работать. Ходить за скотиной, косить, копать, боронить, отвозить, убирать. Оплата – живность: поросята, куры, гуси. Можно зерно, мешок картошки, связку луковиц.

Поначалу к тимуровцам люди отнеслись прохладно. Но потом!.. К тимуровцам стали поступать заявления: «Для поддержания моей семьи, состоящей из трех детей, прошу выделить мне куриц. Захарова А.И.»; «Прошу выдать что-нибудь из мелкого скота или птиц. Нас трое детей, мама работает, отец на фронте. Живем голодно. Вялкова»…Таких просьб сотни, на каждом лаконичная, в одно-два слова, резолюция, случалось, что и с ошибкой: «Курицу»; «Овцу»; «Порасенка»; «Двух курей»… Скажете, формализм? Ничего подобного. Просто баба Шура любила порядок в делах.

Таких примеров можно привести сотни. Это не была игра в добро. Это САМО добро, высшей пробы. Здорово сказал об этом гуманист Александр Мень: «Нельзя в антисоветском снобизме отказываться от благородной идеи тимуровского движения, идеи бескорыстной помощи слабым и нуждающимся».

Сегодня многие наши современники, юные и пожилые, нашли себя в волонтерстве, с его идеалами добросердечия, деятельного сострадания к людям, ко всему живому…

В последние годы главреду не раз доводилось слышать обличительное: «…и все-таки «Пионер» – издание детской припартийной организации. Инструмент коммунистического воспитания». После упразднения пионерии журнал выходил еще четверть века. Но лучшие его годы действительно пришлись на семь советских десятилетий. Что ж, «Пионер» и правда был инструментом. Формирующим, прежде всего, мировоззрение. И, надо сказать, инструментом серьезным, действенным, эффективным. С двухмиллионным тиражом, сильной профессиональной редакцией, даровитыми авторами и фирменным творческим стилем.

 От времен легендарного редактора Бориса Ивантера смысл, сердцевину воспитательной миссии редакция понимала как идею развития, роста юной личности, движения мысли, побуждения к познанию мира. Расширение кругозора ребят считалось задачей, а знания – ценностью. Редакционный портфель во все времен включал разнообразнейшую беллетристику. Историческую, научно-популярную, литературно-биографическую, приключенческую – в любых объемах и жанрах. «Пионер» рассказывал о Софокле, Еврипиде, Томасе Море, Лоренцо Медичи, Сервантесе, Менделееве, Джордано Бруно. Героями публикаций становились ученые, путешественники, полярники, летчики, геологи, мореплаватели, космонавты. История открытий, мировые шедевры живописи, тайны Вселенной, загадочные письмена древности – все это увлекало воображение ребят, учило их видеть мир ярким, многоцветным, живым. Иначе детский журнал невозможен, немыслим. Да и, сказать по правде, не нужен.

А вот еще одна родополагающая линия, на годы определившая содержание «Пионера». В титуле журнал объявил себя литературным изданием только в 1930-м году: «Боевой общественно-литературный журнал для детей». Но свою «литературность» он обозначил уже с самого первого номера, опубликовав стихи и прозу.

 Еще одна причина – в редакции «Пионера» с первого дня трудились студенты Брюсовского института, совмещая учебу и работу. Журнал стал для них трибуной, возможностью заявить о себе. Они печатались сами и приводили приятелей – едва ли не весь цвет молодой советской литературы: Безыменский, Жаров, Светлов, Богданов, Ясный, Кожевников, Голодный, Инбер... Светлова уговорили написать повесть. Он подписал ее псевдонимом Михайлов… и был так жестоко раскритикован коллегами, что больше никогда не связывался с прозой. Начальство смотрело на это снисходительно. А как иначе, если тогдашний пионерский руководитель страны Оскар Тарханов сам напечатал в журнале повесть и парочку очерков?

В известном смысле «Пионер» на годы стал зеркалом отечественной литературы для детей. Его страницы отразили и вершинные ее достижения, и аккуратные, профессионально сработанные типовые вещи. В журнале были представлены все жанры – повести, рассказы, пьесы, разнообразные поэтические формы, басни, юморески, миниатюры, опыты детского творчества.

Многие маститые авторы начинали Это потом они станут лауреатами, орденоносцами и «литературными генералами». В «Пионере» способным подросткам приходилось по нескольку раз переписывать казавшиеся им гениальными строки, прежде чем увидеть их напечатанными. Коля Доризо – «Огней так много золотых…», – слышали? Женя Долматовский – «Ты ждешь, Лизавета…». Убитый на войне яркий талант Коля Кульчицкий. Володя Дудинцев. Толя Гоберман – будущий Анатолий Алексин. Сережа Баруздин принес в «Пионер» свои первые стихи, а после школы стал сотрудником редакции. По правде говоря, в детской литературе, пожалуй, нет ни одного значимого имени, обойденного вниманием редакции. Кто-то сотрудничал с журналом коротко, кто-то считал «Пионер» родным домом и отдавали ему все, что выходило из-под их пера – Н. Богданов, С. Григорьев, Г. Никифоров, Л. Гумилевский, С. Третьяков, Г. Белых и Л. Пантелеев. Авторами журнала были В. Маяковский, Н. Асеев, М. Светлов, А. Жаров. Позднее – А. Гайдар, Л. Кассиль, С. Маршак, К. Паустовский, М. Пришвин, В. Каверин, С. Михалков, Л. Воронкова, А. Некрасов, Л. Лагин, А. Лиханов, Ю. Коваль, В. Крапивин, М. Прилежаева, З. Воскресенская, Ю. Нагибин, Ю. Сотник, Э. Успенский, М. Москвина... Кто-то был членом редколлегии и постоянно находился на связи. А кто-то помогал «Пионеру» по дружбе, никогда не отказывая в совете и профессиональном суждении. Но и «Пионер» отвечал тем же.


     Авторы:                                                                                 Наталья Потапова

                                                                                                         Анатолий Мороз