Институт благородных девиц. Часть 1

Институт благородных девиц. Часть 1

Институт благородных девиц. Часть 1
Фото: istmira.com

В Год семьи мы обращаем особое внимание на образовательные учреждения, где обучаются наши дети, с интересом изучаем традиции воспитания в российском обществе, интересные семейные обычаи…Нам показалось, что будет нелишним познакомить читателей с подходом к воспитанию девочек столетия назад.

 Скажем честно, когда мы слышим словосочетание «институт благородных девиц», не всегда до конца понимаем, что же это за заведение такое и кто в нем мог обучаться.

Смольный институт благородных девиц – первое привилегированное женское учебное заведение в России, был создан Екатериной II в мае 1764 года в Санкт-Петербурге и назывался тогда «Воспитательным обществом благородных девиц». По замыслу императрицы, он должен был стать образцовым учебным заведением, равного которому не было тогда в Европе. По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причем с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Екатерина надеялась создать «новую породу людей», удалив детей на долгий срок от невежественной среды и вернув туда уже развитую и облагороженную девушку.

Звучит красиво «институт благородных девиц». И цель была высока: «Дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества» — так ее обозначила Екатерины II. Но все ли было организовано так, как хотела этого императрица?

Во главу угла обучения была поставлена «женственность». Именно это качество (воспитанное? сформированное? разбуженное?) считалось главным на выходе из заведения и открывало широкие перспективы девушкам. А кроме женственности был еще и ряд необходимых умений: игра на музыкальном инструменте, пение, декламация стихов, любовь к чтению.

Российское высшее общество было в восторге от результатов обучения. Но мало кого волновала цена этого успеха, ведь выпускницы Смольного давали слово не жаловаться и никому не рассказывать о тяготах их жизни. Кстати всегда считалось, что слово смолянки самое верное. Однако факты говорят вместо них: всего из 39 девушек из 50 поступивших на первый набор обучения дожили до его окончания. Официально утверждалось, что воспитанницы якобы погибли из-за болезней…

Несмотря на это, знатное сословие выстраивалось в очереди, чтобы отдать на воспитание в Смольный, а мужчины мечтали взять в жены непременно выпускниц, ведь за 12 лет обучения воспитанницы приобретали изысканные манеры, изящную осанку, женственность и чувственность, что ставило их в ряд самых желанных невест.

Но случилось непредвиденное: смолянки в какой-то момент вместо восхищения и восторга стали вызывать насмешки. Оказалось, что музицирование, декламация и осанка были совершено неважны для поддержания беседы и не вызывали интерес у аристократического общества. Возможно, сказались годы фактической изоляции, но девушки выходили из института совершенно не подготовленными к жизни, не знали элементарных бытовых вещей, терялись в незнакомом обществе, были наивными и даже казались недалекими.

Винят в этом Ивана Бецкого, видного деятеля российского просвещения, который являлся куратором заведения и ратовал за обучение «легкое и естественное». В высшем обществе появляется фраза: «Бецкой выпустил сто кур монастырских дур».

 Поняв это, Екатерина в срочном порядке вносит серьезные изменения в процесс обучения: образование становится всесторонним, что позволяет воспитанницам успешно строить свою карьеру. Но уже в XIX веке науки вновь отошли на задний план, а внимание стало опять в основном уделяться пению, танцам и музицированию. Впрочем, даже уроки домоводства нельзя было назвать полезными, ибо девицы за процессом приготовления еды наблюдали лишь со стороны. Уделом учениц были ежедневные получасовые прогулки на территории институтского сада и единственный в году выезд на летнюю прогулку в Таврический сад, на время которой посетителей в него не пускали. Такая оторванность от внешнего мира привела к появлению термина «институтка», ставшего впоследствии символом жеманности, излишней впечатлительности и оторванности от жизни.

Зададимся вопросом: только ли воспитание в Смольном «новой породы людей» заботило Екатерину? Возможно, существует какая-то иная причина?

Автор: Людмила Ройзман