Главный наставник гениев

Главный наставник гениев

Главный наставник гениев
Фото из личного архива Сергея Нестеренко

Сегодня мы расскажем о женщине, чьи ученики, разлетевшись по всему свету с честью несут звание ее воспитанников и последователей. Светлана Григорьевна Нестеренко – выдающийся вокальный педагог, заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор, давшая дорогу в большое искусство триумфаторам престижных вокальных конкурсов и лучших оперных сцен мира. Ее уникальная методика работы с певческим голосом подарила творческую карьеру и продлила вокальную жизнь целой плеяде артистов. 2 ноября – День памяти Светланы Григорьевны.

Светлана Нестеренко родилась в Новосибирске. Будучи студенткой филологического факультета МГУ, однажды попала на концерт Лучано Паваротти. С того момента влюбилась в оперное пение, бросила МГУ и поступила в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в Москве. В самом начале карьеры она предпочла сцене преподавательскую деятельность. Сама Светлана Григорьевна говорит об этом так: «Мне кажется певцы, которые выходят на сцену – это совершенно особые люди. Они желают выразить себя и свои чувства, показать свой голос через пение. Я рано осознала, что для меня это состояние публичного одиночества неприемлемо... Каждый раз во время выступлений, когда мне доводилось делать ошибки, меня это приводило в столь нервное состояние, что я не могла совладать с собой и продолжать дальше. Так я поняла, что это не мое, но мне безумно нравилось вокальное искусство, и я хотела связать с этим свою жизнь…»

Легендарного и авторитетного учителя пения знали по всей стране и за ее пределами. Светлана Нестеренко заведовала кафедрой вокального искусства в Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова, преподавала в Российской академии музыки имени Гнесиных и на вокальной кафедре Мэнсфилдского университета (США). Работала заведующей кафедрой сольного пения Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Была членом жюри международных вокальных конкурсов. Стала одним из основателей и педагогов Молодежной оперной программы Большого театра России.

Ее профессионализм высоко оценивали всемирно известные музыканты: Пласидо Доминго, Юрий Башмет, Дмитрий Хворостовский, Марина Мещерякова. Коллеги отмечают, что ученики Светланы Нестеренко – это вокалисты со знаком качества.

В 2011 году ученица Светланы Григорьевны - оперная певица Екатерина Лехина получила «Grammy» за «Лучшую оперную запись», спев главную партию принцессы в финской опере Кайи Саариахо «Любовь издалека». О своей награде она узнала из телефонного звонка своего учителя пения, которая была на связи с каждым вокалистом в любое время дня и ночи. «Я начала заниматься со Светланой Григорьевной уже на 4 курсе академии. Она была нарасхват, и мы, ученики, конечно, её очень любили, ценили, старались лишний раз не дёргать. Но нам была важна и необходима её поддержка, просто чтобы она находилась рядом. Впервые Светлана Григорьевна прилетела ко мне в Санкт-Петербург на финал конкурса Ирины Богачёвой. Подкрутила, подправила, как мы шутим – «провела техосмотр» - и у меня там была первая премия. Затем она со мной летала на конкурс Operalia, основанный Пласидо Доминго. Все 3 тура была со мной. Конечно, она всегда очень переживала за своих учеников, но не показывала этого. Внешне она была абсолютно невозмутимая, чтобы нас дополнительно не нервировать, не создавать стрессовые ситуации, потому что профессия певца, артиста очень нервная. Светлана Григорьевна понимала, что её задача не только научить нас, но и дать это спокойствие, уверенность, настроить, подсобрать перед выступлением. Но я знаю, что она очень нервничала, позже она рассказывала мне, что в ночь перед финалом на конкурсе Operalia она очень нехорошо себя почувствовала, но не стала меня будить, потому что знала, насколько ответственный этап мне предстоит», - признается Екатерина.

Светлана Григорьевна - автор уникальной методики постановки и развития певческого голоса в основе которой – индивидуальный подход и развитие природного потенциала вокалиста. Она признавалась: «Почти за полвека педагогической деятельности у меня не было даже двух похожих учеников. У каждого своя физиология, свой психотип и образ мышления. К тому же в любом голосе есть отражение времени и вкусов поколения: сегодня нужно одно, завтра - другое. Потому не бывает случаев, когда можешь идти по проторенной дорожке, и из-за этого наше дело очень сложное. Но мне бы очень хотелось, чтобы, как ни менялся бы мир, человечество не переставало ценить красоту человеческого голоса».

Светлана Григорьевна поддерживала своих учеников и как психолог, и как педагог, и как друг, а зачастую становилась скорой вокальной помощью, признается мировая оперная звезда, Заслуженная артистка России, дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Ольга Гурякова: «Она подарила мне вторую вокальную жизнь. Я оказалась в очень сложной профессиональной ситуации. На пике своей карьеры я вдруг поняла, что мне надо что-то менять. Мучительно искала педагога…, умоляла её взять меня. У меня на носу была куча гастролей: «Мадам Баттерфляй», 12 спектаклей подряд чуть ли не через день в Осло, за которые я очень боялась, потому что уже не ощущала себя в форме. Слава богу, наша встреча состоялась. За 15 минут она мне выстроила схему упражнений. И добавила: «Будешь делать это каждый день по два раза. Но сначала не сможешь делать сама. Нам придётся очень часто встречаться». Я благодарю Бога каждый день за эту встречу». Сегодня Ольга, как и многие ученики Светланы Григорьевны, сама преподает. Заслуженная артистка России делится опытом, который перешел к ней от любимого учителя.

И для известного актера, композитора и певца Глеба Матвейчука Светлана Григорьевна стала главным наставником в профессии. «В моей жизни исполнителя Светлана Григорьевна занимает главное место, потому что именно она дала мне знания в исполнительском искусстве, в пении, на которых я до сих пор существую. Это был гениальный педагог. От Бога. На моих глазах происходила трансформация людей, которые ничего не могли, а через небольшое время уезжали в серьезные большие театры и становились там солистами. На пальцах одной руки можно пересчитать педагогов, которые, действительно, понимают и чувствуют вокалистов так, как их чувствовала Светлана Григорьевна. Она была или 10-ым, или 11-ым, кто работал со мной. Но то, что делала Светлана Григорьевна - это волшебство».

От редакции: полностью статью читайте в журнале «Союз женщин России», №19. В ней вы найдете мнения учеников С.Г. Нестеренко Д. Алиевой, А. Виноградова, познакомитесь с секретами ее уникального педагогического таланта.

Редакция портала


Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев
Главный наставник гениев