Считает ли писатель Дарья Донцова свою карьеру успехом?
Вы – самый тиражируемый автор России, написали более 250 книг, их общий суммарный тираж составляет более 200 миллионов экземпляров. Это успех. Это опыт. Что для вас самой значит понятие успех?
- Никогда не думала об этом, но, наверное, успех – это заниматься в жизни тем, что тебе очень нравится. Не важно, какому количеству людей это потом понравится. Главное, чтобы тебе самому было хорошо. На мой взгляд, успех не завязан на деньги. Да, он часто деньги приносит, но начинать какое-то дело с мыслью «Вот я сейчас заработаю» – это провал сразу.
То, чем вы занимаетесь и каких результатов смогли добиться, вы оцениваете это как свой успех? Вы считаете себя успешным человеком?
- Я успешный человек. У меня трое детей, пятеро внуков, большое количество друзей и подруг. Я получила возможность помогать людям, используя медийные ресурсы. Для меня успех был, когда меня поставили читать на клиросе в Сретенском монастыре. Я тогда была так рада, что чуть не свалилась со ступенек. Это было огромное счастье.
Когда и при каких обстоятельствах вы написали свою первую книгу?
- Первую книжку я написала в палате реанимации. Там были мужчины и женщины в одной палате, все в трубках. Моя кровать стояла между двумя мужчинами, которые выглядели как дедушки, хотя одному было чуть больше тридцати, а другому еще не было сорока. Они переговаривались через меня, один говорил: «Мы умрем в понедельник,» другой отвечал: «Я думаю, что в среду». Они мне так надоели, что я пожаловалась врачу. Врач сказал, что их нельзя перевести, так как они на трубках, и предложил мне отвлечься. В итоге медсестра дала мне книжку «Двенадцать подвигов Геракла», бумагу и рассказала, что приходил мой муж и сказал, что я всегда хотела писать книги. Я подумала: «Как интересно, никогда не хотела писать книги, я журналист, мне нужна тема». Но все-таки решила попробовать и с тех пор не могу остановиться.
Как пришла идея ваших первых героев?
- Они все современные люди. Представьте, что вы смотрите телевизор, который показывает фильм Феллини. Кто гениален – телевизор или Феллини? Я не Феллини, я телевизор. Кто-то шепчет мне, что писать, я не знаю. Нет другого объяснения.
Дарья, можем ли мы поговорить о том периоде вашей жизни, когда у вас случилась болезнь?
- Конечно, можем говорить, о чем угодно. Если в какой-то момент я чего-то не знаю, просто скажу об этом. Болезнь, особенно онкологический диагноз, четвертая стадия, конечно, станет переломным моментом для любого человека. Жизнь онкобольного всегда делится на «до» и «после». Со временем становится понятно, что онкология – это своего рода подарок.
Почему это подарок?
- Потому что ваше окружение разделится на людей, которые от вас уйдут, и на тех, кто придет. Те, кто придут, останутся с вами навсегда, станут вашими прекрасными друзьями. Вы даже не думали, что они не станут.
Вам было 45 лет, насколько я понимаю, и именно в этом возрасте вы начали писать книги?
- Да, я работала журналистом, у меня журфак за плечами. Работа журналиста – это не работа писателя. Я не мечтала стать писателем, никогда не хотела им быть. У меня был папа-писатель, и я понимала, что не смогу сидеть целый день и писать. Но в тот момент, когда я начала писать первую книжку, я поняла, что хочу тихо сидеть в углу и писать.
Вы поняли, что это ваше дело, когда написали первую книгу?
- Не сразу, наверное, когда написала вторую или третью главу. Я вела программу на телеканале «Спас» семь лет, и у меня было несколько программ на Первом канале, на РТР, на "Домашнем". Также у меня был опыт работы на радио. Нельзя работать ведущим, не испытывая удовольствия. Если у вас плохое настроение, у вас не будет программы. То же самое с книгами: если пишешь без радости, книги не будет.
Сильно ли изменилась ваша жизнь после того, как вы начали писать художественную литературу?
- Да, изменилось. Я всегда вставала в пять часов утра, пишу с пяти до трех часов дня. У меня есть норма страниц, которую я должна написать. Потом занимаюсь домашними делами, семьей, телевидением. Писательство невозможно сравнить ни с чем. Когда пишешь книгу, никогда не знаешь, чем она закончится.
Как вы успеваете писать так много книг? За 24 года вы написали около 250 книг.
- Да, я пишу примерно по одной книге в месяц. Есть слухи, что за меня пишет целая бригада. Но давайте включим логику: мне 72 года, я начала писать в 45 лет с тяжелым диагнозом. Кто бы выбрал такую старую женщину для написания книг? И почему эта бригада не пошла к моим друзьям, например, к Андрею Малахову? Я пишу от руки, и это трудно подделать.
Какой был самый убедительный аргумент против этих слухов?
- Один мой друг сделал скандальную программу, и я привезла рукописи. Мы разложили их, и объявили, что тот, кто найдет хоть одну страницу, написанную не мной, получит гонорар за всю книгу. Никто не нашел. Это было очень смешно. Я пишу от руки, и это мой стиль.
Дарья, наверное, не все знают, что по-настоящему вас зовут Агриппина. Почему вы не оставили свое настоящее имя? С чем это связано?
- Это было не мое решение. Когда стал вопрос о публикации первой книги, редактор сказала, что имя Агриппина на обложке будет выглядеть тяжело. Попытайтесь выговорить «Агриппина Аркадьевна» – это действительно тяжело. Мы стали сокращать имя, пытались разные варианты, но ничего не нравилось. Потом пришел Олег Новиков и предложил имя Дарья. Он сказал, что, когда будут миллионные тиражи, это имя будет красиво смотреться на корешке. Вот так и получилось.
Вы считаете себя человеком из бизнеса?
- Нет, но мне повезло попасть в руки людей, которые умеют и знают, как работает книжное издательство. Сейчас я сама уже кое-что знаю, много что понимаю, но тогда – нет. Я не могу назвать себя бизнесменом, хотя я очень хорошо понимаю, как что работает. Я читаю лекции для начинающих писателей, чтобы они понимали, что к чему и как. Я очень уютно и здорово сижу за огромной крепостной стеной, на которой написано «Эксмо» и «Олег Новиков». Я абсолютно освобождена от всех рабочих моментов. Если издательство что-то придумывает в отношении меня, они сначала со мной говорят, а потом внедряют новшества. Меня несколько лет просили написать книгу о пути к Господу, и я долго тормозила. Но в итоге я написала книгу, показала ее нескольким батюшкам и матушкам, и только тогда подписала договор.
Какие ошибки случались на вашим пути к успеху?
- Люди, которые со мной работают, знают, что я девушка-катастрофа. Я все теряю, роняю, со мной происходят дикие вещи. Например, однажды я попала ногами между поездом и платформой. Поезд закрыл двери и поехал, а меня выдернул какой-то мужчина за воротник. Я подумала: «Господи, что он делает?» Было ужасно. Или другой случай: я приехала на юбилей к подруге, выглядела прекрасно. Выхожу из машины, хлопаю дверью, а моя юбка на запахе осталась зажата дверью. Я шагнула, и юбка осталась на двери. Я стояла в кружевных трусиках перед всеми. Хорошо, что в кружевных.
Если бы у вас была возможность вернуться в какой-то отрезок своей жизни и дать себе какой-то совет, что бы это было?
- Я бы вернулась в 1973 год. В тот год соседка по подъезду, жена известного писателя, попросила меня отнести записочки в храм. Я очень любила эту женщину, и, естественно, согласилась, не понимая, куда и зачем иду. В тот год у меня все было плохо: я была одинокой мамой, без алиментов, умер папа. Я пришла в этот храм, и мне там так понравилось. Но потом один священнослужитель поговорил со мной не очень ласково, и я ушла из храма на многие годы. Если бы у меня была возможность, я бы сказала себе тогда: «Никогда не уходи из храма».