"Хотите я стану перед вами на колени?"

"Хотите я стану перед вами на колени?"

"Хотите я стану перед вами на колени?"
Фото из открытых источников

Об этой актрисе говорить можно бесконечно, потому что она – отдельно стоящая, не похожая ни на кого из своих коллег женщина, с удивительным обаянием, очарованием огромных горящих глаз и прекрасными питерскими манерами. Это Женщина с большой буквы, что доказывает эпизод из советского фильма «Успех», где она - прима провинциального театра, а его режиссер, которого играл Леонид Филатов, пытался навязать ей свое мнение, но у него ничего не получалось. Теряя всякое терпение, он воскликнул: «Хотите я встану перед вами на колени?», и прима, вложив в одно слово и кокетство, и желание помучить и насладиться победой, произнесла с придыханием: «Хочу!». И ведь встал, что было очень правдиво …

Недавно Алиса Бруновна отметила 90-летний юбилей с большим количеством поздравлений от родных, коллег и поклонников. Она великолепная театральная актриса, но не все могут приехать в Питер и посмотреть ее на сцене Большого драматического театра имени Г. Товстоногова, а вот фильмы с ее участием стали одними из самых любимых. Не стоит описывать ее важные жизненные этапы, это можно прочесть в других источниках, а кратко передать беседу двух Личностей нашей творческой элиты - Николая Цискаридзе и Алисы Фрейндлих будет интересно, потому что в этот разговор удачно вплетены рассказы коллег об актрисе и малоизвестные факты из ее жизни …

Николай легко вошел в питерскую творческую среду, а ведь вначале его работы в балетном училище, ему предрекали провал. Он преодолел все и теперь любим и дружен даже с теми петербуржцами, которые никогда бы не приняли москвича в свое царство, а для Алисы Бруновны он большой друг. Они весело и радостно обсуждали все ее киношные достижения, но самым приятным были вставки с краткими речами коллег актрисы. Эльдар Рязанов очень мило и с большим чувством юмора признался ей в любви и в том, что без нее фильм «Служебный роман» не стал бы культовым. И это правда, такое невероятное превращение из мымры в очаровательную, наполненную жизнью женщину, сделало картину любимой на все времена.

«Жестокий романс» - нечто изысканно изящное, с тщательным подбором актеров, подчас неожиданным и тем еще более привлекательным. Алиса Бруновна сыграла мать героини, задуманную автором как недалекую и расчетливую женщину, но актриса показала ее так удивительно, придав те черты, которых не было в тексте, и получился сложный драматический образ, ее Харита Игнатьевна определила себя одной короткой фразой: «Что ж я не женщина?!» Лариса Гузеева до сих пор вспоминает те эпизоды их совместной работы в «Жестоком романсе», когда она, еще неизвестная молодая актриса, работала с Алисой Бруновной, восхищаясь ею безмерно …

Конечно, много слов было сказано об Игоре Александровиче Владимирове, который стал ее мужем. Этот великолепный режиссер огранил талант актрисы ролями в спектаклях, причем иногда это сопровождалось трудными разборками, подчас переходящими в конфликт, но зато возникали удивительные театральные персонажи, созданные этим тандемом. Без сомнения, Алиса Бруновна большая театральная актриса, весь опыт и талант она перенесла на киноэкран, вылепив как скульптор незабываемые образы. У актрисы есть свой список любимых ролей, было и такое, что они рождались в просто невыносимых условиях: Владимиров согласился отпускать жену в Москву сниматься в «Служебном романе» только между спектаклями в БДТ, где она играла главную роль в «Укрощении строптивой». После спектакля садилась в ночной поезд до Москвы, утром на Мосфильм, вечером спать в поезд до Питера, и этот марафон длился несколько месяцев. Ее коллеги по театру в один голос утверждают, что работать с ней и просто и сложно. Просто, потому что она добрый и интеллигентный человек, а сложно, потому что нужно всегда соответствовать ей, а это дано не всем. Людмила Прокофьевна – один из любимых образов самой актрисы, и, конечно, всех женщин, мечтающих заполучить такого же Андрея Мягкова …

Есть в коллекции актрисы несколько бриллиантов, где талант актрисы, как столетнее вино, приводит в удивление, восторг и преклонение перед вкусной игрой. Так, к примеру, когда ее героиня - 80-летняя мать мэра города - так «бьет в голову» своего взрослого сына ремнем, что сразу понятно, это и есть настоящая правдивость. Партнер по фильму Александр Адабашьян рассказал, что вся съемочная группа, «обалдевшая от вида сына без брюк», затаив дыхание, смотрела на киношную экзекуцию, а потом всем действительно захотелось глотнуть чего-нибудь, чтобы переварить увиденное. В таком же по накалу страстей фильме «Карп отмороженный» Алиса Бруновна прожила еще одну роль с нашей другой великолепной актрисой Мариной Нееловой. Вот уж действительно русская женщина не только «коня наскоку остановит и в горящую избу войдет», но еще может и придушить подругу по ее же просьбе. И это все настолько сыграно натурально, что хотелось немедленно прекратить пытку. Прав был тот, кто сказал: «Искусство – великая сила», иногда до мурашек.

Разговор Николая Цискаридзе и Алисы Бруновны коснулся и ее отца, актера, известного в начале прошлого века. Он был красив благородной красотой, с идеальной осанкой и хорошо поставленным баритоном. По рассказам актрисы, отец был немногословен, оценивая талант дочери, и, можно сказать, что повлиял на ее выбор профессии. В юности Алиса хорошо пела, и даже хотела поступать в консерваторию, но отец объяснил ей, что она «не фактурна» для оперной певицы, т.е. невысокого роста, всего 1 метр 52 см, и главные партии для нее будут не доступны. Послушная дочь, имея прекрасный и довольно редкий голос (высокое меццо-сопрано), поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. После окончания института маленький рост актрисы позволил ей играть большое количество мальчиков и хулиганов.

Был озвучен еще один малоизвестный факт биографии Фрейндлих в молодости: актриса успешно прошла пробы на главную роль в «Гусарской балладе», режиссер Эльдар Рязанов был в восторге от Алисы, но комиссия ее не утвердила из-за «чрезвычайно большого количества женственности». Зато театральная жизнь актрисы складывалась удачно, потому что под руководством ее мужа Игоря Владимирова, главного режиссера театра имени Ленсовета, она блистала во многих спектаклях. Особенной любовью пользовалась постановка «Малыш и Карлсон», в котором Малыш - Алиса был так мил и по-детски обаятелен, что на спектакль с большим желанием шли и взрослые и дети.

Писать об Алисе Бруновне трудно и приятно, ответственно и радостно, она в прекрасной для своего возраста форме, от нее исходит такой сильный человеческий магнетизм, она завораживает, и это говорит о том, что перед нами настоящий лицедей, профессионал высокого класса и прекрасная женщина. Пожелаем Алисе Бруновне продолжать так же успешно радовать нас своим творчеством.

Автор: Любовь Корсакова


Статьи по теме