Задайте свой вопрос экспертам онлайн
Вопрос психологу от 16.05.2022
У моего парня компьютерная зависимость. Он днями не вылезает из игр. Я хочу ему помочь справиться с нашей общей проблемой, но встречаю только огрызения в свою сторону и холодное безразличие.
Ольга, здравствуйте! Давайте разбираться.
Во-первых, компьютерная зависимость, что это? По информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), чрезмерное увлечение компьютерными играми, переросшее в игровую зависимость, официально получило статус болезни и внесено в классификатор болезней МКБ-11 (международная классификация болезней 11 пересмотра) как аддиктивное расстройство поведения (отклоняющееся от нормы поведение, связанное с уходом из реальности). Минздрав России внедряет классификатор МКБ-11 на территории РФ с 1 января 2022 до 2024 года, таким образом, технически после этого момента уже человек может получить в больничном листе диагноз игровая зависимость (речь идет об 1 - 3% взрослого населения страны, подвержены преимущественно мужчины). Поставить такой диагноз может только врач, но для ориентировки я перечислю здесь основные признаки игровой зависимости. Это непрерывное, эпизодическое или циклически повторяющееся увлечение компьютерными (цифровыми) и видео- играми, когда: нарушается контроль над игрой (например, начало, частота, интенсивность, продолжительность, прекращение, контекст игры и т.п. человек не может самостоятельно регулировать); игровая деятельность для человека имеет максимальный приоритет над другими жизненными интересами и повседневной деятельностью (постоянные мысли об игре и связанных с ней обстоятельствах и предметах; непроходящее ситуативное беспокойство, когда не занят игрой); продолжение или эскалация игровой деятельности, невзирая на появление негативных последствий. Для постановки диагноза «игровая зависимость и связанные с ней расстройства», обычно симптомы должны наблюдаться в течение периода не менее 12 месяцев. Зависимое поведение лечится длительно, методами психотерапии (наиболее эффективно – методами когнитивно-поведенческой психотерапии, при условии критического отношения к себе у пациента и наличия у него высокой мотивации к изменениям).
Во-вторых, поговорим о созависимых отношениях. Вы пишите, что это – «Ваш парень». Следовательно, у Вас были и есть причины выбрать его в партнеры на данном этапе Вашей жизни. Проанализируйте, на каких чувствах, мировоззрении, событиях, целях, совместных планах и делах строятся Ваши отношения? Что в этих отношениях каждый из вас отдает другому и что получает? Какие свои потребности Вы удовлетворяете, оставаясь его девушкой? Не совсем понятно из письма, но я не могу не обратить внимание на то, что Ваши отношения могут носить характер созависимых. Это когда имеется патологическая вовлеченность человека в отношения с партнером, имеющим зависимость (например, от игр, алкоголя, наркотиков). Вас трое: Вы, Ваш парень, компьютерные игры. Вопрос, кто с кем объединен? Похоже, Вы одна выступаете против объединения Вашего парня с объектом его зависимости - играми, а он не видит в своей зависимости проблемы: «он днями не вылезает из игр», «огрызения» (злится на Вас), «холодное безразличие» (игнорирует Вас). Похоже, только Вас беспокоит «наша общая проблема». Подумайте, зачем Вам это нужно? Вероятно, помогая в одностороннем порядке своему парню справиться с компьютерной зависимостью, Вы что-то получаете взамен тех усилий, которые прилагаете. Например, неосознанно отыгрываете патологические сценарии поведения, которые наблюдали в собственной семье в детстве.
Стивен Карпман в 1968 году создал модель межличностного взаимодействия (он назвал модель «треугольник судьбы», позже ее стали называть «треугольник Карпмана»). Модель описывает три привычные психологические роли, которые люди могут отыгрывать в проблемных отношениях: жертва (страдает в отношениях), агрессор (оказывает давление, преследует жертву), спасатель (вмешивается из желания помочь слабому или разрешить ситуацию). Причем, в патологических отношениях эти роли периодически смещаются. 1) Агрессор – компьютерные игры, жертва – парень, спасатель – его девушка. 2) Девушка агрессивно требует от парня прекратить играть – агрессор, он – пытается спасти свою игру, в которой у него так много пройдено/заработано/собрана и тренируется команда/…, игра – жертва. 3) Обессиленная неравной борьбой девушка страдает – жертва, победивший ее парень – агрессор/ зло и разрушитель всей ее жизни/ …, чтобы они не рассорились и не расстались окончательно, лучше ему сейчас заняться игрой, чем ругаться с ней, и тогда игра – спасатель. И так бесконечно. В созависимых отношениях каждый партнер остается в проигрыше. Выйти из «треугольника судьбы» можно только реально оценив ситуацию, выявив настоящие мотивы своего неконструктивного поведения, начав вести себя по-другому. Лучше, когда в этом есть помощник – например, психолог или психотерапевт.
Вы говорите парню: «Если я на самом деле – твоя ценность, то ты справишься с компьютерной зависимостью. Если ты выбираешь меня – я готова помогать. Если игра для тебя важнее меня – тогда мне нечего делать в наших отношениях, и мы расстаемся». Так будет проявлена истинная забота о нем и о себе.
Задайте свой вопрос эксперту
Наш эксперт ответит на ваши вопросы бесплатно и анонимно
Последние вопросы
Вы можете задать вопрос экспертам онлайн, бесплатно и анонимно.