На Киностудии Горького рассказали, как снимали «…А зори здесь тихие»
Двухсерийный фильм «…А зори здесь тихие» стал лидером отечественного кинопроката в 1973 году. Он и сейчас остаётся одной из самых пронзительных картин о Великой Отечественной войне. Как проходили съёмки, рассказал «ЗБ» историк кино и хранитель фондов Киностудии им. М.Горького Алексей Тремасов.
«Незамыленные» лица
Ростоцкий сразу решил: в главных ролях будут молодые, неизвестные актрисы с «незамыленными» лицами. Подбор был непростым. К примеру, кандидатуру Елены Драпеко, которая в итоге всё же сыграла Лизу Бричкину, поначалу отвергли: девушка была слишком утончённой, ей не хватало задора и крестьянской хватки её героини. Позже Драпеко вспоминала, что её отстояла жена Ростоцкого. Елена Драпеко целыми днями тренировала деревенский окающий говор. В одном интервью актриса рассказала: чтобы она смотрелась дороднее, для неё подготовили накладные груди, а чтобы создать образ деревенской девчонки, вытравили чёрные от природы брови и нарисовали веснушки.
Единственной относительно опытной актрисой была Ольга Остроумова, которая прежде снялась в фильме Ростоцкого «Доживём до понедельника». Она позвонила режиссёру, чтобы попросить роль Риты Осяниной, но вдруг выпалила: «Или Жени…» Её утвердили на роль красавицы Жени Комельковой, перекрасив в рыжий цвет, — такие волосы у книжной героини.
Две недели в палатке
26-летнему артисту ТЮЗа Андрею Мартынову пришлось побороться за роль старшины Федота Васкова. Борис Васильев видел исполнителем Георгия Юматова, а Станислав Ростоцкий — Вячеслава Тихонова, с которым уже успел поработать в фильме «Доживём до понедельника». К тому же Мартынов не подходил по возрасту: Васков был гораздо старше.
Артист отрастил пышные усы, чтобы выглядеть старше, научился деревенскому говору. Станислав Ростоцкий поставил ему условие — отправиться заранее на место съёмок и поселиться в палатке в лесу, чтобы за две недели проникнуться обстановкой и приобрести тот вид, который должен быть у настоящего старшины Васкова. Когда актёр предстал перед режиссёром спустя две недели, Ростоцкий ему поверил. И правда, догадаться, что в фильме старшину играет 26-летний парень, невозможно!
Рюкзаки с кирпичами
Съёмки проходили в Карелии. Ростоцкий потребовал, чтобы все девушки прошли курс молодого бойца, к ним приставили инструкторов. Артистки маршировали, учились обращаться с оружием, стреляли… Актриса Людмила Зайцева во время одной тренировки испытала шок и упала, закрыв голову и уши руками из-за сумасшедшего грохота. Позже она призналась, что страшно боится оружия.
Снимали по 12 часов в день. Режиссёр распорядился положить каждой актрисе по два кирпича в рюкзак, чтобы их походка не была лёгкой, и чтобы зрители видели: героиням во время перехода действительно тяжело. Приехавший на съёмки Борис Васильев попытался вступиться за девушек, но режиссёр отрезал: «Всё должно быть натурально, никакого наигрыша». А слушались Ростоцкого беспрекословно.
Но главной сложностью стали… комары. Ростоцкий вспоминал, что камеру приходилось обильно поливать жидкостью от насекомых, потому что их полчища портили кадр и приходилось переснимать дубли. А репетиции часто проводились в москитных сетках.
Сцену в бане отверг худсовет
Ростоцкий всегда подчёркивал, как важно ему показать трагизм и противоестественность того, что женщины погибают на войне, ведь предназначение женщины — быть женой и матерью. Сцена в бане была придумана не для того, чтобы показать обнажённое женское тело, а чтобы донести до зрителя: именно в такие тела попадают свинцовые пули…
Актрисы разделяли это мнение, но раздеваться перед камерой никто не хотел. Режиссёр часами уговаривал их пойти на этот шаг ради воплощения идеи. И уговорил. Правда, с оговоркой, что при съёмках будут присутствовать только женщины. Пригласили для этого и оператора Маргариту Пилихину.
Снимали не в настоящей бане, а в павильоне Киностудии им. М.Горького. Пар пускал пиротехник. Павильон отгородили плёнкой, в которой вырезали дырочки для глаз режиссёра и объектива камеры. На репетициях девушки были в купальниках.
Во время съёмок одного дубля в павильон внезапно вбежал мужчина в ватнике и закричал: «Ложись!» Оказалось, паровая установка дала сбой, и тот, кто не успел бы упасть на пол, получил бы страшные ожоги.
Конечно, сцену в бане худсовет велел вырезать. И снова Ростоцкому пришлось применить своё искусство убеждения — эпизод он отстоял.
Рукоплескали в Америке и Китае
Фильм «…А зори здесь тихие» получил Государственную премию СССР и был выдвинут на премию «Оскар». Станислав Ростоцкий даже полетел в Америку на церемонию и там, как он сам признавался, впервые в жизни надел смокинг. Правда, статуэтку картина не получила: её обошла французская лента «Скромное обаяние буржуазии». Но сам факт, что советский фильм о войне был так высоко оценён зарубежными зрителями, был, безусловно, предметом гордости.
После этого «…А зори здесь тихие» представляли и на других крупных фестивалях. Невероятный успех был в Китае. Ольга Остроумова вспоминала, что в этой стране её принимали как суперзвезду и приветствовали, ласково называя «Женя». Кстати, спустя много лет китайцы сделали свою многосерийную версию фильма.