«Лето Господне» - о хлебе насущном и не только…

«Лето Господне» - о хлебе насущном и не только…

«Лето Господне» - о хлебе насущном и не только…

«…Мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва…»

Это не отрывок из путеводителя по ресторанам русской кухни с аутентичным меню и не выдержка из кулинарной книги, а фрагмент главы «Великий пост» самого известного произведения Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне». В 2023 году мы будем праздновать 150 лет со дня рождения этого замечательного русского писателя.

Шмелева называют «самым вкусным» русским писателем. Читая «Лето Господне», узнаешь, какие блюда вкушали наши соотечественники полтора века назад. Здесь описаны и шикарные «господские» приемы, и простая трапеза рабочего люда.

Автобиографический роман «Лето Господне» описывает жизнь купеческой семьи глазами шестилетнего мальчика – самого автора. Удивительно пронзительное произведение, в нем - та самая Россия, канувшая в лету после событий октября 1917-го.

Это произведение еще называют гимном старой Москве, хлебосольство которой было широко известно. Щедрым гостеприимством славился и дом Шмелевых, что удивительно тепло и сердечно отражено в романе-воспоминании.


Василий Поленов «Московский дворик», 1878. Государственная Третьяковская галерея.


Приведем лишь несколько примеров.

Главный православный праздник – Христово Воскресение или Пасха. В романе описаны разговины рабочих, которых христолюбивые хозяева щедро угощали «за ради праздника». «Грудинки взял у Богачева три пудика, да студню заготовили от осьми быков... Да лапша будет, да пшенник с молоком… ситного по фунту на заедку. Кажному по пятку яичек, да ветчинки передней, да колбасники придут с прижарками, за хозяйский счет…»

В доме же самих Шмелевых тоже готовились к встрече Пасхи: «В столовой на окошках - крашеные яйца в корзинах, пунцовые... На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! - лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым».

                                      Александр Маковский «Пасхальный стол», 1916. Тверская областная картинная галерея.

  Борис Кустодиев «Крестный ход», 1916. Чувашский государственный художественный музей.


На Рождество в доме писателя устраивали благотворительные обеды для «сирых и убогих» со всей округи. «Накрывают в холодной комнате… На лежанке устраивают закуску. Ни икры, ни сардинок, ни семги, ни золотого сига копченого, а просто: толстая колбаса с языком, толстая копченая, селедки с луком, солевые снеточки, кильки и пироги длинные, с капустой и яйцами. Пузатые графины рябиновки и водки и бутылка шато-д-икема...»

 Празднование Масленицы во времена Шмелева было заговением на Великий пост. «…Стол огромный. Чего только нет на нем! Рыбы, рыбы… икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки… Несут блины, под покровом…»


Борис Кустодиев «Масленица», 1916 . Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


На именины отца Ивана Шмелева, Сергея Ивановича, стекалось множество гостей, которых щедро угощали и готовили для них «удивление», т.е. сюрприз. «…После заливных, соусов-подливок, индеек рябчиками-гарниром...; после фаршированных каплунов и новых для нас фазанов... с брусничным и клюквенным желе… после филе дикого кабана на вертеле, подали - вместо «удивления» по заказу от Абрикосова, вылитый из цветных леденцов душистых, в разноцветном мороженом, светящейся изнутри — живой «Кремль»! Все хвалили отменное мастерство…»

 Конечно, «Лето Господне» - не только и не столько о еде. Но, как известно, национальная кухня – часть истории и культуры любого народа.

 Роман может еще многое рассказать о жизни наших соотечественников того времени: провести читателя по старой Москве, показать, чем тогда жили русские люди, их веру, быт, культуру и, кажется, саму русскую душу. С любовью, как это умел делать только Иван Сергеевич Шмелев.

Автор: Елена Тимофеева