« …А нечистым трубочистам – стыд и срам!»

« …А нечистым трубочистам – стыд и срам!»

« …А нечистым трубочистам – стыд и срам!»

Много лет назад жил-был греческий Бог Асклепий (в римской мифологии Эскулап), и было у него много детей. Все они занимались медициной: дочь Гигиея стала богиней здоровья (гигиена как раздел медицины названа в ее честь), еще одна дочь Панацея, как гласит миф, была способна не только исцелять все болезни, но и воскрешать умерших.


Как-то удивительно сложилось в развитии цивилизации, что о заветах божественных медиков знали, но не следовали им, правила «помыться, почистить зубы» были не в чести, а в некоторых странах многие годы, если не века, вообще под большим запретом. Нет, не так все печально, например, в древнем Египте мылись, были там некие подобия бань: древние римляне в правление императора Августа начали строить так называемые термы, одна из которых вмещала до трех тысяч человек. Сии общественные места напоминали современные клубы, где можно было не только помыться в воде, которая не часто менялась, но сделать массаж, маникюр, посетить библиотеку, и даже «пообщаться» с женщинами древнейшей профессии. Сторонники зарождавшегося христианства клеймили позором эти клоаки, призывая народ совершать омовение только перед причастием и в одежде, дабы не соблазнять своим голым телом ни других, ни себя. Остальные религии тоже были «за» воздержание от купаний: иудейки, например, в особых случаях слегка омывались в купели-микве, а мусульмане ополаскивали лицо и руки перед каждой молитвой. Язычники-монголы, чтобы задобрить духов воды, ломали спины тем, кто нарушал запрет на купание.


Средневековая Европа с гигиеной особенно не «дружила», поскольку ни водопроводов, ни канализации не было, делались только жалкие попытки уменьшить количество отходов жизнедеятельности человека, но получалось слабо. Крестьяне все-таки мылись в природных источниках, а горожанам это было недоступно: бани, если и были, то предназначались отнюдь не для мытья, полуголые банщицы оказывали совсем другие услуги. Народ месяцами не менял одежду, белья, как такового, не было совсем. Кто мог себе позволить, отбивали плохой запах духами, в лучшем случае протирали лицо и руки влажной тряпкой. Во время еды в центр стола ставили блюдо с водой, все по очереди мыли в нем пальцы, туда же стряхивали всякую кусачую живность, живущую в одежде. Балдахины, как оказалось, служили для того, чтобы эти мелкие кровососы не падали на спящих с потолка, но это почти не спасало горожан. Королева Изабелла Кастильская была образованной женщиной, покровительствовала ученым, помогала Колумбу, но чистотой не отличалась, не веря в нее. Один гость сказал ей: «У вас грязные руки», на что она ответила: «Вы еще не видели мои ноги».

Еще хуже обстояло дело с канализацией, вернее, с ее отсутствием. По утрам нечистоты выливали прямо на улицу, зловонные ручьи текли, неся на себе и бытовой мусор. Людовик IX, после того, как его облили помоями, издал трогательно заботливый указ, разрешающий освобождать сосуды от шлаков только после троекратного громкого окрика «Берегись!». А потом создали первый примитивный унитаз: в балконах верхних этажей делали дыры, и когда кто-то пользовался этим бытовым удобством, должен был предупреждать о «полете» сюрприза. Такие условия были ну просто «ягодная поляна» для эпидемий холеры и чумы, которые уносили за одну волну по нескольку миллионов человек. Ученые того времени не связывали болезни с нечистотами. В 1675 году голландец Антони ван Левенгук увидел в изобретенный микроскоп неких «крошек», на которых пало подозрение, но этим все и закончилось. Прагматичные немцы подсчитали, что на каждого жителя приходится в среднем 75 блох, а очевидец описал дворец времен Людовика XIV: «… повсюду в замке, под лестницами, за дверьми, в парке можно увидеть и насладиться «ароматом» тысяч куч, источающих миазмы, сам король смердел, как дикий зверь».


Несомненно, моральное удовлетворение приносит факт, что в России дело обстояло гораздо лучше. Почти во всех домах имелись бани, а иностранные гости писали на родину следующее: «… русские, видимо, очень грязные, потому что моются чуть ли не каждый день …». Конечно, отсутствие гигиены сказывалось на жизнь людей и в России, но настоящим толчком во всей Европе к улучшению условий жизни стала промышленная революция. Копоть и дым фабрик, оседавшие на города и жителей, превращали все в монохромную картину грязно-серого цвета, и необходимость очищения от этого стала проблемой №1. Постепенно в Европе стали появляться водопроводы, улицы расширялись, был организован вывоз мусора. Холерная эпидемия 1830-го года практически выдвинула ультиматум – или стройте канализации или вымрете. Нашлись несколько ученых, которые, наконец, связали грязь и болезни, признав, что микробы и есть переносчики всех инфекций. Человечество неуклонно двигалось в сторону улучшения условий своей жизни.

В этой нерадостной картине существования нашей планеты в антисанитарных условиях сверкнула романтическая вспышка: швейцарский ученый Фридрих Эрисман влюбился в первую женщину-врача Надежду Суслову, она была сестрой Аполлинарии Сусловой, в которую в свою очередь был влюблен русский писатель Федор Достоевский. Эрисман вместе с женой Надеждой переехал в Россию и вплотную занялся вопросами гигиены и санитарии, в чем очень преуспел и был назван «пионером гигиены в России». Правда, их брак с Сусловой распался, он женился на ее коллеге, и этот союз стал счастливым. А России врач принес большую пользу, оставив после себя много учеников. Один из них, Николай Семашко, нарком здравоохранения, начал активно внедрять гигиену в жизнь рабочих и крестьян новой России, ставшей к тому моменту СССР.

Интересный факт: супруга В.И. Ленина Надежда Крупская, работая в наркомате здравоохранения, призывала молодых матерей часто купать детей, заменить хлебный мякиш на «пустышку» и соблюдать гигиену. Но ей почему-то не нравилась поэзия Корнея Чуковского, в том числе, Мойдодыр, и она написала: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть…». И стихи замечательного поэта несколько лет были под запретом. А ведь это произведение, любимое всей ребятней, в веселой стихотворной форме убеждало детей и их родителей «мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться … всегда и везде. Вечная слава воде!»

Автор: Любовь Корсакова